10/9 Дней/Ночей | 30 Участники |
В программе все той же поездки Марш Живых мы посещали многие города Польши, в том числе не смогли не посетить Варшавское гетто (территорию, которая им была) и узнать много нового о Януше Корчаке. На этом, думаю, я завершу часть еврейской поездки по Польше.
Ниже синагога Ножиков, является единственной предвоенной варшавской синагогой, сохранившейся после Второй мировой войны. Синагога носит имя благотворителей супругов Залмана и Ривки Ножиков, которые в конце XIX века пожертвовали значительную денежную сумму для строительства синагоги.
Очень старое еврейское кладбище в Варшаве 19 В. Одно из крупнейших еврейских кладбищ в Европе и второе по величине еврейское кладбище Польши (после нового кладбища в Лодзи). Кладбище занимает территорию площадью около 33,3 га, на нём находится около 200 000 могил. Некоторые надгробия кладбища являются ценными памятниками садово-паркового искусства.
Кладбище разделено на участки: для ортодоксальных иудеев (на котором, в свою очередь, есть участки для мужчин, женщин и священнослужителей), последователей реформистского иудаизма, детей, военных и жертв Варшавского гетто. Является действующим кладбищем еврейской общины Варшавы и окрестностей. Старейшее из сохранившихся надгробий находится на могиле Сары, дочери Элиэзера, умершей 8 сентября 1807
на кладбище похоронено много известных людей — актеры, ученые, шахматисты, раввины, писатели, художники и пр., в точ числе были на могиле Заменгофа — врача и создателя языка эсперанто, Ицхака Переца — еврейского писателя на идиш. Ниже могила еврейской актрисы Эстер Рохл Каминской, которую называли «мамой еврейского театра», мать актрисы Иды Каминской (родилась в Одессе) О том, как ее знаменитая мать стала актрисой и вышла замуж за отца, спустя много лет рассказала их не менее знаменитая дочь Ида Каминская: «С матерью отец познакомился довольно-таки романтически, в стиле эпохи: как-то проходя мимо галантерейной лавки, услышал голос поющей девушки. Он вошел в лавку и предложил ей ангажемент…» :)
22 июля 1878 года в семье ассимилированных польских евреев Гольдшмитов родился первенец. Мальчика нарекли Ершем Хенриком. Окружающие звали его Генриком на польский манер. Семья была асимилированная, поэтому Януш был настоящим польским гражданином. еврейское самосознание проснулась в нем позже.
Молодой человек оказался успешен сразу в трех ипостасях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт.
автор многих книг по воспитанию Воспитательные моменты 1919 (три раздела), Как любить ребёнка 1919; Право ребёнка на уважение (1929), Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых (1930) и мн.др.
Это кенотаф Янушу и детям сиротам на варшавском кладбище, которых он именно так и вел за руку, с гордо поднятыми головами, в лагерь смерти.
Дом сирот, в котором работал Януш., отсюда вместе с детьми Януш и отправился в лагерь смерти, хотя ему не раз предлагали спастись.
Когда дети уже были в вагонах, немецкий комендант спросил доктора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». «Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?» — «Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор…» — «А дети?» — «Невозможно, дети поедут». — «Вы ошибаетесь, — крикнул доктор, -вы ошибаетесь, дети прежде всего!» — и захлопнул за собой дверь вагона." 6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот"в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке.
Согласно нацистским законам, все еврейское население оккупированных городов подлежало переселению в гетто — особый район города, из которого нельзя было свободно выйти. Несколько кварталов и улиц в центрах городов ограждались где колючей проволокой, где — высокой кирпичной стеной, и во все жилые здания внутри периметра сгонялись все евреи со всего города. В дальнейшем евреев из гетто развозили в вагонах по лагерям смерти.
Гетто в Варшаве было достаточно обширным, но и очень маленьким одновременно — на нескольких кварталах в центре
города, занимавших всего 4,5% от общей площади Варшавы, в ужасных условиях ютились около 440 тысяч человек — 37% от тогдашнего населения города. Почти все они были отправлены в печи Треблинки, а небольшая их часть, оставшаяся в живых к 1943 году, подняла в гетто героическое восстание — с пистолетами и бутылками с зажигательной смесью сражаясь
против немецких самоходных орудий и элитных боевых частей войск СС.
В красивом и уютном центре Варшавы до сих пор стоит несколько зданий, на из стенах и водосточных трубах которых до сих пор видна копоть пожаров восстания, а внутри остались квартиры, в которых жили согнанные в гетто евреи. Сейчас среди жизни в Варшаве, цветов на окнах и красивых занавесок можно встретить нежилой дом, оставленный «как есть» (мое фото плохое, не выкладываю, но можно увидеть в Инете)
Памятник героям гетто, специально сделан из любимого фашистами материала для монументов — лабрадорит. Мемориал находится на месте первого военного столкновения еврейских ополченцев с немецко-фашистскими силами в ходе восстания в Варшавском гетто в 1943 году (повторюсь, качество моих тогдашних фото удручает, на память оставили)
В январе 1943 началась новая «акция» по полной ликвидации Варшавского гетто. В гетто появились листовки с призывом оказывать сопротивление. Вооруженный отпор, несмотря на то что патронов было очень мало, стал полной неожиданностью для немцев. Вспыхнуло настоящее восстание. Обитатели гетто бросались на них с гранатами, бутылками, подстерегали с топорами и ломами. События в гетто не могли не коснуться польской части Варшавы, участились нападения на немцев, поджоги, забастовки.
Несмотря на колоссальные жертвы (погибли практически все участники мятежа), восстание в Варшавском гетто явилось по существу первым стихийным и одновременно организованным выступлением евреев против холокоста.
Ниже памятник Восстанию в Варшавском гетто в 1943 г. По замыслу автора на памятнике изображены две группы участников восстания. Одна из них держит оборону баррикад, а вторая группа спускается в люк канализации. Канализационные трубы стали главным средством передвижения восставших по городу, и один из таких коллекторов до сих пор сохранился поблизости от мемориала